Глава VIII. Охоты с лайкой


08.02.2010

Среди охотничьих собак, пожалуй, нет ни одной породы, которая по универсальности могла бы сравниться с лайкой. При желании лайку можно приучить к охоте чуть ли не на любой вид дичи. Она способна весь день плавать в залитых водой чащах камышей, тростников и осоки, выгоняя под выстрел таящихся здесь уток, подавая убитых птиц и отыскивая подранков. Она может голосом гнать зайца, выкапывать из нор и давить хорей или горностаев, преследовать на реке или озере выдру или норку, отыскивать мелкую болотную дичь. С лайками отыскивают волчьи логова, травят лисиц, с ними охотятся на лося, медведя, рысь и росомаху. Таким образом, с этой исконно русской остроухой собакой добывают очень многих зверей и птиц. Она то выполняет роль подружейной собаки, то заменяет гончую, то работает в своей собственной, присущей только ей манере: отыскав с помощью обоняния, зрения или слуха зверя или птицу, лайка обычно молча их преследует до тех пор, пока они не остановятся, не сядут на дерево или не заберутся в какое-либо убежище; тогда лайка начинает их облаивать. При этом она, с одной стороны, дает знать хозяину о местонахождении добычи, с другой — отвлекает на себя внимание дичи и тем самым позволяет охотнику подойти на расстояние выстрела.

Когда глухари или тетерева станут настолько пугливы и осторожны, что стрелять их просто с подхода или с подружейной Собакой становится уже невозможно, охота на них с лайкой бывает добычливой. Птицы, внимание которых отвлечено собакой, при осторожном подходе подпускают охотника близко. Даже опытные старые глухари дают подойти к себе почти вплотную, отвлеченные вертящейся под деревом лающей собакой. Они не смотрят по сторонам, а наклонив голову, издают какие-то особенные скрежещущие звуки, выражая, видимо, всю меру их пренебрежения к врагу.

Когда в тихие безветренные дни подойти на выстрел к сторожкому лосю почти невозможно, — убить его из-под хорошей лайки сравнительно легко.

Как бы ни были разнообразны способности лайки, однако основными объектами охоты с ней являются (не считая крупных зверей) белка, куница, соболь, глухарь и тетерев. На избирательности отстрела при охотах на эти виды животных мы и остановимся.

Белка

На белку — один из главных объектов пушного промысла в нашей стране — постоянно проводится спортивная и любительская охота тысячами охотников-лайчатников. Миллионы белок ежегодно добываются в наших лесах — будь то бескрайние массивы тайги или насаждения густонаселенных областей.

С лайкой на белку мы охотились в течение восьми охотничьих сезонов в Бурятской АССР, Эвенкийском национальном округе Красноярского края, в Архангельской и Ярославской областях. В общей сложности было добыто и определено по полу и возрасту 1705 белок.

Из них зверьки рождения текущего года в среднем составляли 69±2,8%. Старых было соответственно 31 ±2,8%. В отдельных районах и в разные годы эти показатели изменялись в следующих пределах: 25% взрослых — 75% молодых и 42% взрослых — 58% молодых зверьков. Проследить за изменениями возрастного состава убитых белок в разные месяцы промысла крайне сложно. Дело в том, что, как мы уже говорили в IV главе, у белки очень выражена привязанность зверьков , разного возраста и пола к определенным типам угодий. В начале промысла в угодьях, примыкающих к воде, добываются почти исключительно молодые белки и взрослые самки. В покрывающих склоны хребтов и удаленных от воды лесах — взрослые самцы. В зависимости от целого ряда причин, в том числе и условий погоды, это размещение зверьков по угодьям претерпевает постоянные изменения. Не только каждый отдельный месяц, но и каждая неделя, в зависимости от того, где проводилась охота, дает самые противоречивые результаты по половому и возрастному составу взятых белок. Поэтому мы будем разбирать итоги охоты только в целом за все время промысла.

Итак, молодые белки составляют 69% общей добычи. Их удельный вес в составе популяции составляет, как уже указывалось, 74%. Взрослых же белок в добыче охотников имелся 31%, а в популяции 26%. Следовательно, охота с лайкой избирательна именно на отстрел взрослых экземпляров, и коэффициент этой избирательности довольно высок — 1,19.

По полу убитых белки подразделялись следующим образом: самцов было 54±3%, самок — 46±3%. При этом в отдельных районах указанные средние показатели менялись мало — процент самцов от 51 до 68, процент самок от 42 до 49. В общем отмечалась очень незначительная (коэффициент избирательности отстрела 1,08) преимущественная добыча самцов.

Таким образом, лайка находит, а охотник убивает предпочтительно взрослых, а не молодых белок и чаще самцов, чем самок, что легко объяснимо: лайке, как и гончей собаке, при поиске зайцев легче найти тех зверьков, которые много бегают, оставляют много следов и вообще ведут себя активно. Лайка находит их по следу, слышит, как они грызут шишки, шуршат в кронах деревьев и подают голос. Белок же, которые большую часть дня лежат в своих тайнах или тихо сидят на одном каком-то дереве, не подавая признаков жизни, собака часто пропускает (рис. 28). Наиболее активны, особенно в начале промысла, взрослые зверьки или достаточно подросшие молодые и при этом — самцы.

Рис. 28. Таящаяся белка (фото Ю. Мамаева)
Рис. 28. Таящаяся белка (фото Ю. Мамаева)

Убитых белок мы не определяли по их биологической полноценности, но процент мелких, невылинявших бельчат второго помета в добыче был невелик. Видимо, лайка находит их с трудом, хотя- в пойменных угодьях в начале промысла их и бывает много.


← Встречная   ...  Угонная → АРХИВ НОВОСТЕЙ