Энциклопедия охотника
Подписка на сроки охоты

1) Э. Лаверак Сеттер

2) С. Качиони Год охотника настольный справочник-календарь

3) Медведь и медвежья охота А.А. Ширинский-шихматов

4) Записки натуралиста. Спангенберг Е.П.

5) Молодому военному охотнику. Ф. В. Савинский

6) Охота: Краткий справочник. Кудрявцев Е. В.

7) Природа и охота

8) В.Е. Герман "охота на вальшнепа"

9) Охота на болотную и луговую дич

10) В.В. Архангельский "Охота на полевую, степную, пустынную и горную дичь"

11) В.Н. Каверзнев "Охота на кабанов"

12) Охота по перу В.В. Рябов

13) Охота на пушных зверей И.А. Гуляев

14) Охота на зайцев И.А. Львов

15) Кумаонские людоеды Джим Корбетт

16) Охота на рябчиков А. Михеев

17) Охота на уток и гусей. В.В. Рябов

18) Техника безопасности на охоте А.Э. Кун

19) Советы начинающим охотникам С.И. Тамман

20) Охота на копытных животных И.И. Дебрин

21) Охота на боровую дичь. В.В. Рябов

22) Лисица. Охота на лису.

23) Правила охоты в Калининской области 1978 г.

24) Подсадная утка и охота с ней Русенов

25) Охота и охрана фауны  Русанов Я. С.

26) Хищные птицы леса Галушин В.М.

27) Охота на лисицу Зворыкин В. А.

28) Глухой тетерем (охотничья монография) Л.П. Сабанеев

29) Охота на кабанов Каверзнев В.Н.

30) Охота на зайцев Львов И. А.

31) Охота на волка Разумовский Б.И.

32) Утиная охота Рахманин Г.Е.

33) Охота на хищных зверей Саулин П.О.

34) Охота на зайцев и других грызунов Смирнов Н.П.
Главная » Новости охотника » Привычные звуки

Привычные звуки


30.10.2009

Записки натуралиста. Спангенберг Е.П.


 

ПРИВЫЧНЫЕ ЗВУКИ

Если весной, когда уровень воды сравнительно низок, вы с запада обогнете Мшичинский залив в Дарвинском заповеднике и пересечете топкое моховое болото, то обязательно попадете к на­чалу лесистой гривы. Покрытая на возвышенных участках старым ельником, а в моховых понижениях - угнетенным низкорослым сосняком, она на несколько километров протянулась с запада на восток и выходит к широкому водному простору Рыбинского водо­хранилища. Эта грива носит название Морозиха. В прошлом всю эту территорию покрывали леса, потом их затопили водой. От из­бытка влаги погибли деревья, осыпались листья и хвоя, в воду упали отжившие великаны. Только на высокой гриве сохранился зеленый лес. Темные ели и сейчас высоко поднимают свои верши­ны, широко раскинули ветви березы.

Гриву Морозиху не часто посещают люди. В стороне она, да . и не легко в весеннюю пору проникнуть к этому месту. Контрабан­дой иной раз нагрянут сюда ягодники за перезимовавшей под снегом клюквой или побывает охрана заповедника, и вновь на гриве наступят тишина и безмятежный покой. Только порой с от­крытой воды налетит беспокойный ветер, да в ответ ему глухо зашумят вершинами старые ели. Зато много здесь зверей и птиц. Нередко забредет на гриву медведь, по ее краям гнездятся круп­ные хищные птицы, часто встречаются лоси.

филинОднажды в прохладный майский день мы с приятелем Вячес­лавом Васильевичем решили проникнуть на гриву Морозиху. Люблю я с этим знатоком природы не спеша побродить по мол­чаливому заповедному лесу.

Мы достигли лесистой гривы, осмотрели по пути сначала гнездо ястреба-тетеревятника, потом большого подорлика и, спустившись в низину, пересекли угнетен­ный сосновый лес. Болотистая почва и высокие моховые кочки сильно затрудняли наше движение. Время от времени с хлюпань­ем проваливалась в болото нога, с треском ломался сухой ва­лежник.

- Смотрите, филин, - тронув меня за локоть, шепотом пре­дупредил Вячеслав Васильевич.

В нескольких шагах впереди на толстом суку корявой сосны я увидел большого филина. Развесив в сторону ушные пучки перь­ев, он неподвижно сидел к нам спиной и не обращал никакого внимания ни на всплески воды, ни на треск валежника - вообще на весь шум, производимый нами. Меня поразило такое поведе­ние филина, чрезвычайно чуткой и осторожной птицы. Шепотом я сказал это Вячеславу Васильевичу. Но и едва слышный шепот, видимо, достиг тонкого слуха птицы. Филин медленно повернул голову. Одно его длинное ухо подозрительно поднялось вертикаль­но, затем поднялось другое, прищуренные глаза сразу открылись, стали круглыми. Сорвавшись с сосны, филин почти над самой зем­лей быстро полетел прочь от беспокойного места и, лавируя между деревьями, исчез за зеленой завесой.

- Эх ты, филька-простофилька! - усмехнулся я.

Обитая на глухой, отдаленной гриве, филька в значительной мере потерял свою прирожденную бдительность: ведь редко за­глядывает человек в его владения.

В ту весну в Дарвинском заповеднике серых ворон было осо­бенно много. Сначала они держались по берегам разливов стаями потом численность их несколько уменьшилась. Вероятно, часть птиц отлетела в другие места, к рыбным промыслам, где корму значительно больше, а остальные разбились на пары. В конце ап­реля, выбрав наиболее богатые водяной птицей места, вороны по­строили гнезда и вскоре отложили яйца. Куда ни пойдешь, всюду наткнешься на пары серых ворон. Еще издали, с вершины старого дерева, заметят они идущего человека и зоркими глазами хищника следят за каждым его движением.

Придется нам временно прекратить экскурсии и заняться во­ронами, решили мы с Вячеславом Васильевичем. Утки уже начали откладывать яйца, а ворон в этом году загнездилось особенно много. И если сейчас не отстрелять их, не сократить их числен­ность, они наделают много бед заповеднику - погибнут утиные гнезда. На другое утро после этого разговора мы уже не пошли, как обычно, на дневную экскурсию, а занялись подготовкой к ист­реблению хищников. Осмотрели со всех сторон шалаш, заблаго­временно поставленный на окраине луга близ деревеньки, под­правили его свежими сосновыми ветками, неподалеку от шалаша вбили колья. На этом и закончилась подготовка к предстоящей вороньей охоте.

Уже года два около соснового леса, в просторном сарае с дверью, затянутой металлической сеткой, содержался взрослый филин. Маленьким смешным птенцом принесли его когда-то из заповедного леса. Но птица не стала ручной и доверчивой. На отшибе стояла эта постройка, ее редко посещали люди, и молодой филиненок в уединении стал постепенно таким же диким и не­людимым, как и филины, живущие на свободе. Когда кто-нибудь приближался к металлической сетке и заглядывал внутрь сарая, он угрожающе щелкал клювом, таращил глаза, а затем, сорвав­шись с места, носился по всему сараю.

Время от времени пленного филина использовали как приман­ку при отстреле серых ворон в заповеднике.

- Когда вы последний раз фильку кормили? - спросил я приятеля.

- Дней десять или двенадцать назад, - ответил он.

- Как это десять или двенадцать - вы, наверное, шутите? Мне было хорошо известно, что Вячеслав Васильевич очень

любит животных и не допустит небрежного отношения к птице, содержащейся в неволе.

- Нет, не шучу, именно так. Мы его обычно в течение месяца, иногда два, иногда три раза кормим. Вот и завтра получит двух-трех ворон, и опять попостится по меньшей мере с недельку. Не удивляйтесь, этого вполне достаточно. Завтра поймаем его, сами убедитесь, какой от тяжелый.

И действительно, несмотря на длительные перерывы между кормежками, филька оказался сильным и вполне упитанным. С трудом я прощупал у него киль, что, несомненно, доказывало здоровье птицы.

Стояло прохладное утро, когда я забрался в шалаш, удобно уселся на кучу веток и, приготовив ружье, стал терпеливо ждать. Ц1агах в пятнадцати от шалаша, на земле, привязанный веревкой За ногу, сидел наш филька. Избыток света сначала ослепил пти­цу, она оставалась неподвижной. Потом филин стал медленно поворачивать голову, озираясь кругом, и хлопал глазами, видимо, не зная, что предпринять дальше.

Интересно, что филины способны на такое долгое голодание. «Как в этом отношении они похожи на тигров!» - думал я, вспо­миная прочитанную статью натуралиста Левы Капланова. По­ставив себе задачу изучить питание уссурийского тигра, он целы­ми месяцами ходил на лыжах по тайге хребта Сихотэ-Алиня по тигровому следу. В результате упорных исследований ученый уста­новил, что тигр на свободе ловит и поедает добычу примерно раз в полторы-две недели. Задерет оленя, попирует над ним денька два или три и идет дальше. А там, смотришь, через недельку-другую вновь попадет в лапы хищнику кабан или другая крупная жертва - и опять вволю отъедается тигр перед новым длительным воздержанием.

На этом мысли мои оборвались. Где-то позади шалаша на­стойчиво застрекотала сорока. Предчувствуя неприятность, филь­ка поспешил убраться с открытой поляны. Поднявшись на крылья, он рванулся в сторону, но привязанная к колу веревка натянулась до отказа и повалила его на землю. Тогда, раскрыв широкие крылья, хлопая глазами и щелкая клювом, филька принял боевую позу, топчась на одном месте.

В этот момент высоко над шалашом я услышал тревожное воронье карканье. Ворона летела, описывая небольшие круги над луговиной, как бы скликая на помощь ворон-соседей. Вскоре к ней присоединилась другая птица, потом третья, еще и еще... И вся компания, наполняя тишину утра возбужденным карканьем, закружилась в воздухе, спускаясь все ниже и ниже. Вот одна из ворон пролетела над самым филином, другая, продолжая кричать, уселась на верхушку рядом стоящего дерева.

Возбуждение нападающих птиц передалось и фильке. Он вновь попытался подняться на крылья, и его неудачный взлет вызвал страшный переполох среди вороньей компании. Грянул выстрел, потом второй, за ними последовал третий, и все превратилось в какой-то хаос. Филин подскакивал вверх, защищался от пикирую­щих сверху птиц, набрасывался на упавших после выстрела, а вороны, не понимая, в чем дело, и, вероятно, приписывая все несчастье ненавистной ночной птице, с еще большим возбужде­нием продолжали нападение.

Возбуждение фильки не прекратилось и после того, как воз­душная атака закончилась и мы подобрали и уложили в заплеч­ный мешок убитых ворон. Филин и на нас таращил глаза и щел­кал клювом. Когда же мы попытались взять его в руки, он, защищаясь, перевернулся на спину и выставил вперед мохнатые когтистые лапы.

- Что и говорить, смельчак! Дорого сумеет продать свою жизнь, если в этом будет нужда, - уронил Вячеслав Васильевич скрутив, наконец, филина. - До смерти боится только одну птицу - безобидного кулика-сороку. Как прилетит этот пестрый, красноносый кулик, начнет с громким свистом пикировать свер­ху, тут уж не выдерживают филькины нервы. Распластается он на земле, раскроет крылья и лежит, словно мертвый.

- Жалко все-таки эту птицу, я бы выпустил ее на волю, - сказал я Вячеславу Васильевичу, когда мы водворили фильку в сарай и бросили ему убитых ворон.

- Ничего не выйдет из этого, уже пробовал, - безнадежно махнул рукой мой собеседник. - Улетит в лес, сядет на дерево и будет сидеть на одном месте голодный несколько суток сряду. Приходи и бери руками. Ведь выкормыш, - пояснил он.


← Встречная   ...  Угонная → АРХИВ НОВОСТЕЙ



Сообщения с форума
Кто в онлайне |  Войти на форум
Из энциклопедии охотника
Browning Bar Affut

 
Sabatti Saba

 
Sabatti Saba

Sabatti

Sabatti Olimpo

 
Sabatti Olimpo

Sabatti

Sabatti Airone

 
Sabatti Airone

Sabatti