Энциклопедия охотника
Подписка на сроки охоты

1) Э. Лаверак Сеттер

2) С. Качиони Год охотника настольный справочник-календарь

3) Медведь и медвежья охота А.А. Ширинский-шихматов

4) Записки натуралиста. Спангенберг Е.П.

5) Молодому военному охотнику. Ф. В. Савинский

6) Охота: Краткий справочник. Кудрявцев Е. В.

7) Природа и охота

8) В.Е. Герман "охота на вальшнепа"

9) Охота на болотную и луговую дич

10) В.В. Архангельский "Охота на полевую, степную, пустынную и горную дичь"

11) В.Н. Каверзнев "Охота на кабанов"

12) Охота по перу В.В. Рябов

13) Охота на пушных зверей И.А. Гуляев

14) Охота на зайцев И.А. Львов

15) Кумаонские людоеды Джим Корбетт

16) Охота на рябчиков А. Михеев

17) Охота на уток и гусей. В.В. Рябов

18) Техника безопасности на охоте А.Э. Кун

19) Советы начинающим охотникам С.И. Тамман

20) Охота на копытных животных И.И. Дебрин

21) Охота на боровую дичь. В.В. Рябов

22) Лисица. Охота на лису.

23) Правила охоты в Калининской области 1978 г.

24) Подсадная утка и охота с ней Русенов

25) Охота и охрана фауны  Русанов Я. С.

26) Хищные птицы леса Галушин В.М.

27) Охота на лисицу Зворыкин В. А.

28) Глухой тетерем (охотничья монография) Л.П. Сабанеев

29) Охота на кабанов Каверзнев В.Н.

30) Охота на зайцев Львов И. А.

31) Охота на волка Разумовский Б.И.

32) Утиная охота Рахманин Г.Е.

33) Охота на хищных зверей Саулин П.О.

34) Охота на зайцев и других грызунов Смирнов Н.П.
Главная » Новости охотника » Охота в СССР

Охота в СССР


31.10.2009

Природа и охота


ОХОТА В СССР 

Охота в нашей стране является отраслью народного хозяйства и развивается по законам, присущим социалистическому хозяйству. Она делится на промысловую, которая проводится охотниками-профессионалами, получающими за свою работу средства к существованию, и любительскую, или спортивную, которая дает ее участникам прежде всего здоровый отдых, зарядку бодрости для лучшего творческого труда в своей основной деятельности, физическое развитие.

Любительская охота не может обеспечить занимающегося ею средствами к существованию, так как она кратковременна, строго ограничивает количество добываемой дичи, проводится в угодьях, более удобных для посещения целым коллективом охотников. Если охотник-промысловик добудет в закрепленных за ним угодьях дичи больше нормы, он больше получит и оплаты за результаты своего труда; если же охотник-любитель перевыполнит разрешенную ему норму отстрела, он будет признан браконьером и наказан в соответствии с советскими законами. В последнее время и промысловая охота носит плановый характер.

Чтобы помочь читателю лучше подготовиться к вступлению в ряды охотников, освоить некоторые способы и получить навыки, требующиеся каждому молодому охотнику, остановимся на любительской охоте.

ЧТО ТАКОЕ ОХОТА. Законодательством всех союзных республик нашей страны почти одинаково определено понятие охоты. Охота - это выслеживание (в целях добычи), преследование и добыча диких зверей и птиц.

Нахождение в угодьях, вне дорог общего пользования (Под дорогой общего пользования подразумеваются дороги к населенным пунктам, между ними, а не всякая тропка в лесу.), с орудиями добычи (ружье, капканы и др.) или с добытой дичью приравнивается к охоте. Нахождение на дороге общего пользования с собранным ружьем, т. е. готовым к стрельбе, также приравнивается к охоте. Однако нельзя считать охотой нахождение на дороге общего пользования с ружьем, разобранным и находящимся в чехле.

В законодательных актах некоторых союзных республик указано, что уничтожение мелких вредителей сельского или лесного хозяйства безружейными способами не признается охотой. Это положение распространяется на всю территорию Советской страны, если даже об этом не сказано в законодательстве союзной республики.

Охотничье законодательство. В царской России законы об охоте преследовали основную цель - сделать наиболее благоприятными условия для охоты господствующим классам, помещикам и капиталистам, не допускать к ней рабочих и крестьян. Это обеспечивалось тем, что обширные охотничьи угодья находились в руках помещиков, царских сановников, монастырей. Только господствующие классы могли там охотиться. Крестьяне, владевшие узкими полосками или клочками земли, у себя не могли охотиться; переход же на помещичьи земли наказывался штрафами, а часто и побоями. Специальный закон об охоте 1892 г. тоже носил ярко выраженный классовый характер, хотя он и не полностью удовлетворял имущие классы.

В начале XX в. специальной комиссией был выработан проект нового закона об охоте с еще большими ограничениями для трудящихся. По этому закону предполагалось ввести на право охоты соответствующий ценз: она разрешалась только лицам, владевшим значительными участками земли, дающими возможность охотиться, не заходя на участок соседа. В силу ряда причин закон не был принят, а подготовленный текст так и остался проектом.

Великая Октябрьская социалистическая революция в корне изменила государственный строй, в том числе и порядок пользования природными ресурсами, а, следовательно, и законодательство об охотничьем хозяйстве. Первый декрет Советской власти о национализации земли был, по существу, и первым декретом об охоте, так как охотничьи угодья национализировались и становились всенародным достоянием. В этих угодьях могли охотиться с соблюдением соответствующих правил и порядков все трудящиеся.

Поскольку появилась материальная база (угодья) для охоты, начали возникать и организации охотников (союзы и общества), объединяющие охотников-любителей и промысловиков. Стали необходимыми и государственные нормативные акты, регулирующие пользование дичными ресурсами страны.

В мае 1919 г. Совнарком РСФСР принял постановление о сроках охоты, праве на охотничье оружие. Этим же постановлением полностью запрещалась охота на лосей, так как их оставалось очень мало. И это в трудное для страны время, когда не хватало продовольствия и мясо добытых лосей можно было употреблять на питание. Это еще одна характеристика новой власти трудящихся - забота не только о сегодняшнем дне, но и о будущих поколениях. Результаты этой заботы мы ощущаем и сейчас.

В июле 1920 г. Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ильич Ленин подписал декрет об охоте, которым регулирование охотничьего дела поручалось Народному комиссариату земледелия. В декрете указывалось:

- правом производства охоты пользуются все граждане РСФСР, достигшие совершеннолетия;

- удостоверением на право производства охоты по всей территории РСФСР служат членские билеты охот ничьих союзов, а где союзов еще нет, - охотничьи билеты, выданные органами Наркомзема;

- охотничьи билеты дают их владельцам право на хранение охотничьего оружия, огнестрельных припасов и орудий лова и пользования ими; причем охотник может иметь их в количестве, необходимом для личного употребления;

- лица, имеющие охотничьи билеты, пользуются правом охотиться повсеместно, за исключением населенных мест, усадебных участков, заповедников, заказников и других участков, где охота регулируется особыми правилами;

- надзор за соблюдением охотничьих правил возлагается на руководство управлений охоты, на органы местной милиции и лесной администрации, на охот ничьи организации, на всех граждан.

Право производства охоты предоставлялось бесплатно.

В 1922 г. на основании этого декрета Народным комиссариатом земледелия были изданы Правила производства охоты, ее способы и сроки. В том же году в Уголовный кодекс РСФСР впервые была включена статья (ст. 93) об уголовной ответственности за незаконную охоту. Интересно отметить, что эта статья находилась не в разделе «Хозяйственные преступления», а в главе «О преступлениях против порядка управления». Это и понятно, так как ответственность возлагалась не только за воровство народного достояния, но и за нарушение законов Советской власти.

В то же время постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) всем органам Советской власти как гражданским, так и военным вменялось в обязанность строго следить за точным и неуклонным соблюдением новых правил охоты.

Таким образом, уже в первые годы существования молодого Советского государства еще при жизни Владимира Ильича Ленина были заложены основы развития охотничьего дела в стране. Основные принципы современных положений об охоте и охотничьем хозяйстве всех союзных республик исходят из ленинского декрета об охоте.

В дальнейшем охотничье законодательство претерпело некоторые изменения. К. числу их относится установление сбора за право на охоту в сумме одного рубля с охотников, проживающих в сельской местности, и до трех рублей для остальных охотников (Декрет ВЦИК и СНК СССР от 12 февраля 1926 г.). Постановлением ВЦИК и СНК от 5 апреля 1926 г. и дополнением к нему от 1927 г. от охотничьего сбора освобождались: население промысловых районов, красноармейцы и лица начальствующего состава Красной Армии, лесные инспектора, лесничие, объездчики, лесники, лесоустроители, специалисты по охоте и охране лесов, охотничьи корреспонденты.

Через два года постановлением ВЦИК и СНК от 18 апреля 1929 г. охотничий сбор был отменен. В дальнейшем для всех охотников была установлена государственная пошлина («гербовый сбор»). Она предназначалась для оплаты оформления документа на право охоты - охотничьего билета. Право же производства охоты всем гражданам предоставляется бесплатно.

Впоследствии ВЦИК утвердил правила охоты, по которым право производства охоты предоставлялось только лицам, состоящим в союзе охотников (за исключением тех районов, где охота была основным средством существования - Крайний Север и др.). После Великой Отечественной войны охотничье законодательство входит в компетенцию руководящих органов союзных республик. Таким оно остается и сейчас.

11 мая 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства». В нем определены следующие положения:

- основной формой организации охотничьего хозяйства является закрепление охотничьих угодий за государственными, кооперативными и общественными организациями;

- охотничьи угодья закрепляются за организациями на срок не менее десяти лет с предоставлением преимущественного права организациям на дальнейшее пользование этими угодьями;

- правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане СССР, являющиеся членами Общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере; удостоверением на право охоты служит охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по охотничьему минимуму и об уплате государственной пошлины;

- отстрел и отлов пернатой дичи и зайцев производится по нормам, устанавливаемым администрацией охотничьих хозяйств;

- лесная охрана несет ответственность и за охрану охотничьей фауны.

Этим же постановлением Совет Министров СССР поручил советам министров союзных республик обеспечить разработку и утверждение положений об охоте и охотничьих хозяйствах.

После постановления Совета Министров СССР 1959 г. прошло более пятнадцати лет. Свыше половины всех охотничьих угодий обрели настоящих, рачительных хозяев. В шести союзных республиках (Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Азербайджан, Эстония) все охотничьи угодья закреплены за организациями, свободной для охоты территории здесь нет (см. табл.).

Охотничьи угодья и охотничьи хозяйства в 1974 году
Охотничьи угодья и охотничьи хозяйства в 1974 году
Закреплено угодий за пользователями в 1974 году
Закреплено угодий за пользователями в 1974 году
Не закрепленная ныне территория осталась лишь на севере и востоке РСФСР, в песках Туркмении, Узбекистана, в горах Киргизии и Таджикистана. Почти не осталось свободной территории в европейской части СССР, а это означает, что каждый охотник, собираясь на охоту не в свое хозяйство, обязан узнать, кому приписаны угодья, и спросить разрешения приехать туда на охоту. В противном случае он может оказаться в роли нарушителя существующих порядков и правил со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это относится в равной мере к группам туристов, отправляющимся в дальние походы и берущим с собой ружья для попутной охоты.

 

После объявления постановления Совета Министров СССР 1959 г. во всех союзных республиках разработаны и утверждены положения об охоте и охотничьем хозяйстве. Они в основном идентичны, так как исходят из общих положений, но в некоторых республиках имеются свои характерные особенности.

Так, например, в Азербайджанской ССР постановлением Совета Министров республики установлено, что охотничьи общества не могут принимать в члены больше определенной нормы. Желающие вступить в Общество состоят кандидатами без права охоты и приобретения оружия. В члены Общества принимаются лица только из числа кандидатов в пределах установленного лимита.

В Латвийской ССР постановлением Совета Министров республики 1968 г. предусматривается размер охотничьих угодий на одного члена Общества (охотника) не менее 190 га. Не допускается сокращать размер охотничьих угодий на одного охотника, сложившийся на 1 января 1968 г. Таким образом, рост охотничьих организаций возможен только вместе с ростом размера охотничьих угодий, закрепленных за организацией.

В Украинской ССР постановлением Совета Министров республики 1968 г. (и 1973 г.) предусматривается площадь "приписных охотничьих угодий на одного охотника не менее 100 га. При уменьшении этой нормы новых членов охотничьи общества не принимают. Есть некоторые особенности и в других союзных республиках. Задача охотничьих обществ (в том числе и Всеармейского военно-охотничьего общества) - стремиться к приписке и обогащению новых охотничьих угодий, а не к увеличению количества членов Общества.

ОХОТНИЧЬИ ОРГАНИЗАЦИИ. Вскоре после Октябрьской социалистической революции, отменившей всякую собственность «на землю, воды, леса и живые силы природы», начали создаваться и охотничьи организации из трудящихся.

РУКОВОДСТВО ОХОТНИЧЬИМ ХОЗЯЙСТВОМ. В зависимости от местных условий руководство охотничьим хозяйством в союзных республиках осуществляется по-разному. В Азербайджанской ССР, Белорусской ССР и Литовской ССР - государственными комитетами по охране природы при советах министров республик; в РСФСР, Грузинской ССР и Казахской ССР - главными управлениями охотничьего хозяйства и заповедников при советах министров республик; в Армянской ССР, Киргизской ССР, Латвийской ССР, Молдавской ССР, Узбекской ССР, Украинской ССР и Эстонской ССР - министерствами (или главными управлениями при министерствах) лесного хозяйства республик.

Эти государственные органы разрабатывают положения об охотничьем хозяйстве республики и отдельных его отраслях, утверждаемые обычно советами министров республик, устанавливают сроки охоты, объявляют о полностью запрещенных для охоты видах диких охотничьих животных и т. п. Издаваемые этими органами нормативные акты имеют законную силу на всей территории данной республики.

ПРАВО ОХОТЫ. Существующее законодательство предоставляет право производства охоты в большинстве союзных республик с 18-летнего возраста. В Узбекской ССР и Туркменской ССР оно предоставляется лицам, достигшим 16-летнего возраста, но только вместе со взрослыми, т. е. под их наблюдением.

В некоторых союзных республиках разрешается охота лицам 14-летнего возраста. Для них она имеет следующие ограничения:

- в РСФСР-только в промысловых районах и районах Крайнего Севера;

- в Грузинской ССР - только под ответственностью взрослых и с регистрацией оружия на ответственное лицо;

- в Узбекской ССР - только при наличии билета юного охотника и под ответственностью взрослых;

- в Туркменской ССР - только со взрослыми и под их ответственностью.

ДОКУМЕНТЫ НА ПРАВО ОХОТЫ. Общим законодательством всех союзных республик установлено, что членский билет Общества охотников является также и охотничьим билетом. В членском билете обязательна отметка о сдаче охотничьего минимума и об уплате государственной пошлины установленного размера.

Охотничий билет, выданный в одной из союзных республик, дает право на производство охоты по всей территории Советского Союза (в местах, разрешенных для охоты) с соблюдением действующих местных правил. Но есть и некоторые исключения. Так, в Азербайджанской ССР право охоты предоставляется только , гражданам, проживающим на территории этой республики и являющимся членами местных охотничьих обществ. В Эстонской ССР охотники, не состоящие членами действующих в республике охотничьих организаций, но имеющие действующий охотничий билет, могут в виде исключения охотиться на территории республики с разрешения Министерства лесного хозяйства и охраны природы и местных органов охотничьих организаций. Это объясняется тем, что на территории данной республики все охотничьи угодья закреплены за соответствующими организациями и охота в этих угодьях возможна только с разрешения этих организаций.

В законодательстве Эстонской ССР указано также, что охотник имеет право состоять только в одной охотничьей организации. В законодательстве других союзных республик такого запрещения нет, и некоторые охотники состоят членами ВВОО и членами Росохотрыболовсоюза.

Охотничьи (членские) билеты охотникам выдают организации республиканских обществ охотников. Во всех союзных республиках это право предоставлено и окружным организациям Всеармейского военно-охотничьего общества, а кое-где и организациям спортивного общества «Динамо».

ОХОТНИЧЬИ УГОДЬЯ И ОХОТНИЧЬИ ХОЗЯЙСТВА. Охотничьи угодья нашей страны делятся на закрепленные за организациями для ведения охотничьего хозяйства, на закрытые для охоты и на территории свободного пользования, где с соблюдением установленных правил могут охотиться все члены охотничьих обществ в разрешенные сроки и на разрешенные виды дичи.

На закрепленных за соответствующими организациями угодьях создаются научные, заповедные, эксплуатационные, промысловые или спортивные хозяйства. Спортивные охотничьи хозяйства являются сопользователями угодий, так как основные пользователи - сельскохозяйственные, лесные, водные и другие органы народного хозяйства страны. Это означает, что спортивные хозяйства обществ без согласования с основными пользователями не могут заниматься коренными переустройствами охотничьих угодий, возводить долговременные постройки и т. п. Угодья предоставляются спортивным охотничьим хозяйствам, хотя органы управления охотничьим хозяйством выставляют перед ними определенные требования. Невыполнение этих требований может послужить основанием для лишения таких хозяйств права пользования угодьями. При этом все затраты, произведенные для улучшения угодий, биотехнические и другие мероприятия не компенсируются.

Поскольку охотничье хозяйство является отраслью социалистического народного хозяйства, то законодательством всех союзных республик определяется, что дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы, составляют охотничий фонд, являющийся государственной общенародной собственностью. Сюда же относятся животные, выпущенные в охотничьи угодья для разведения (или одичания) независимо от того, в чьем пользовании находится территория, на которой они обитают. Пока дикие животные, предназначенные для подсаживания (для акклиматизации), находятся в помещениях или вольерах, их хозяином является тот, кто проводит эту подсадку. Животные, выпущенные в угодья, входят в государственный охотничий фонд и на них полностью распространяется вся система правовых норм, охраняющих этот фонд.

Это положение имеет важное значение и для охотничьих хозяйств. Были случаи, когда отдельные землепользователи предъявляли претензии к охотничьему хозяйству за потравы дикими животными посевов, посадок и т. п. Но эти претензии незаконны.

ПРАВИЛА ОХОТЫ. Законодательством союзных республик в соответствии с общими положениями и местными условиями устанавливаются правила охоты на территории данной республики. В них определяются виды диких промысловых животных, на которые охота запрещена полностью, виды, на которые охота в установленные сроки разрешается. Устанавливаются сроки и виды охоты, способы добычи диких животных, нормы отстрела дичи на охотника в день или за сезон, виды диких животных, разрешенных к отстрелу только по специальным разрешениям (лицензиям), и плата за эти разрешения.

В некоторых союзных республиках (Азербайджанская ССР, Казахская ССР) установлена плата за добычу всех (или отдельных) диких животных, например, в Азербайджанской ССР - 50 коп. за каждую утку при норме добычи в день на одного охотника не более 5 голов. Кое-где установлена также плата за добычу дичи в научных целях.

Плата за разрешения (лицензии) обычно идет полностью в доход органов управления охотничьим хозяйством. В Грузинской ССР и Украинской ССР половина суммы оплаты за лицензии зачисляется в доход хозяйства, в котором производится отстрел. В РСФСР оплата разрешений на отстрел (только на тех животных, которых не было ранее на территории хозяйства и которые разведены им) полностью зачисляется в доход хозяйства, в котором производится отстрел. В Грузинской ССР хозяйству полностью зачисляются суммы по иску с браконьеров за нанесенный ими ущерб.

ВРЕДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. В правилах охоты союзных республик предусматривается истребление ряда животных, наносящих ущерб сельскому, охотничьему, лесному хозяйствам. Как правило, такие животные подлежат истреблению круглый год, некоторые в ряде мест - только в определенные сезоны. К таким животным относятся: волк, шакал, бродячие собаки и кошки, ястреб-тетеревятник и ястреб-перепелятник, лунь болотный, в гнездовой период серая ворона и сорока, а в организованных охотничьих хозяйствах, занимающихся разведением дичи, к ним относятся лисица красная и уссурийская енотовидная собака (там, где она акклиматизирована).

В ряде республик за отстрел вредных хищников выплачивается премия. В правилах охоты обычно указывается, в какие сроки разрешается отстрел вредных хищников и кому (всем охотникам или только работникам охотничьих хозяйств, умеющим точно определить вид хищника на расстоянии).

Охрана охотничьих угодий. Охрана государственных охотничьих угодий возложена нормативными актами во всех союзных республиках на органы, руководящие охотничьим хозяйством и контролирующие его, на пользователей охотничьим хозяйством, лесную охрану, руководство лесхозов, совхозов, колхозов, исполкомы местных Советов депутатов трудящихся, общественных инспекторов В нормативных актах указываются права и обязанности организаций и лиц, на которых возложена охрана Лицам, на которых возложена охрана охотничьего фонда, предоставляется право составления соответствующих документов (акты, протоколы) на браконьеров.

БРАКОНЬЕРСТВО И БОРЬБА С НИМ. Законодательством всех союзных республик незаконной охотой (браконьерством) признается охота в запрещенных местах, в запрещенные сроки, на запрещенные виды диких животных, а на разрешенных к отстрелу животных - без соответствующих документов (охотничьего билета, путевки), с применением общеопасных и истребительных способов охоты. Некоторое исключение составляет Белорусская ССР, в которой охота в приписном хозяйстве без путевки администрации считается не браконьерством, а нарушением этических норм. В ряде республик браконьерством называется охота с ружьем, принадлежащим другому лицу или учреждению, охота с оружием военного образца, нарезным и мелкокалиберным.

В Латвийской ССР незаконной признается и охота без предварительного уведомления лесничества, а облавная охота - без представителя лесничества. В Казахской ССР браконьерством признается всякая добыча диких животных с нарушением установленных правил (в том числе и таких, как стрельба дробью и картечью на расстояние, превышающее 50 м; охота на кабанов с двумя и более собаками; содержание более одной собаки лицами, проживающими на территории организованных угодий; ловля и содержание в неволе диких копытных, гусей, уток, певчих птиц и др.).

На каждый случай браконьерства составляются соответствующие протоколы, направляемые в охотничьи инспекции. Незаконно добытая дичь отбирается и передается в торговые организации для реализации. Охотничьи инспекции в пределах, установленных законами республики, накладывают на браконьеров штраф, предъявляют в суд иск в возмещение ущерба, нанесенного государственному охотничьему фонду.

Повторное браконьерство лиц, уже подвергавшихся административному взысканию или нанесших большой ущерб охотничьему хозяйству, в большинстве союзных республик рассматривается как уголовное преступление и карается лишением свободы или исправительно-трудовыми работами Орудия охоты конфискуются по решению суда с возвращением виновным их стоимости, вырученной от реализации, или без таковой.

Кроме административной или уголовной ответственности браконьеров, нанесших ущерб государственному охотничьему фонду и охотничьему хозяйству, предусмотрено возмещение ущерба, взыскиваемого в порядке судебного производства. Размеры иска устанавливаются государственными республиканскими органами в довольно крупных размерах. В ряде мест (например, в Армянской ССР) расценки по иску на возмещение ущерба, нанесенного государственному охотничьему фонду в заповедниках, увеличиваются в два раза, а в заказниках приписных охотничьих хозяйств - в полтора раза.

Суммы, взысканные с браконьеров (штрафы, стоимость реализованной незаконно добытой продукции) по искам за нанесенный ущерб, поступают в государственные органы руководства охотничьим хозяйством и расходуются:

- на премирование лиц, выявивших браконьерство, а также активно участвующих в развитии охотничьего хозяйства и заботящихся о росте государственного охот ничьего фонда;

- на проведение массовой разъяснительной работы по охране природы;

- на развитие охотничьего хозяйства.

Законодательством СССР и союзных республик предусмотрены различные меры по пресечению браконьерства. Большую роль в этом должны сыграть члены Всеармейского военно-охотничьего общества. (Решением X конференции Общество переименовано в Военно-охотничье общество Министерства обороны СССР.) 

ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ.

1. Какие виды охотничьих животных вы знаете, численность которых за годы Советской власти значительно возросла?

2 . Что называется охотой?

3. Что вы можете сказать о содержании первого ленинского декрета об охоте?

4. Что такое охотничье хозяйство спортивного охотничьего общества?

5. Кто может охотиться на свободной для охоты территории?

6.Кто руководит охотничьим хозяйством в нашей республике?

7. Кто имеет право на охоту?

8. Какие документы удостоверяют право на охоту?

9. Какие животные в нашей республике признаны вредными и подлежат уничтожению?

Зайчик


← Встречная   ...  Угонная → АРХИВ НОВОСТЕЙ



Сообщения с форума
Кто в онлайне |  Войти на форум
Из энциклопедии охотника
Browning Bar Affut

 
Sabatti Saba

 
Sabatti Saba

Sabatti

Sabatti Olimpo

 
Sabatti Olimpo

Sabatti

Sabatti Airone

 
Sabatti Airone

Sabatti